Новый отчёт о состоянии аниме-индустрии раскрывает широкомасштабный скандал с контрактами

Недавний отчёт JAniCA (Японская ассоциация создателей анимации) о состоянии аниме-индустрии в 2023 году выявил серьёзную проблему, связанную с контрактами для новых аниматоров.

В отчёте JAniCA по аниме за 2023 год аниматоров спрашивали, какой им давался выбор при заключении первого трудового договора после начала работы в индустрии. Данные показали, что из 428 опрошенных аниматоров каждый пятый (21,7%) не был ознакомлен с условиями контракта при поступлении на работу, в результате чего они не знали о своих правах и могли подвергнуться эксплуатации. Это самый большой процентный показатель из отчёта.

Аниме-индустрия не имеет постоянных рабочих мест для своих аниматоров

Данные также свидетельствуют об относительной нехватке постоянных рабочих мест. Вторая по величине группа (18,7%) заявила, что при поступлении на работу им не предложили контракт работника, и они могли выбрать только контракт субподрядчика.

Из тех аниматоров, которые были наняты по контракту работников, а не подрядчиков, 6,5% сказали, что они намеренно стремились к такому соглашению, 1,2% сказали, что выбрали контракт работника после того, как обсудили с компанией варианты найма, 2,3% сказали, что не вели переговоров, но им предложили оба варианта, и 12,9% сказали, что им был представлен только контракт работника.

Среди субподрядчиков 7,7% заявили, что намеренно искали такой вариант, 1,6% выбрали его после изучения обоих вариантов, 2,6% не вели переговоров, но им были предложены оба варианта, а упомянутые выше 18,7% сказали, что им предложили только вариант субподрядчика. 9,6% ответили, что не знают.

Директор анимационной студии Kingdom Дзюн Араи недавно объяснил отсутствие постоянных рабочих мест в аниме-индустрии. Он отметил, что, поскольку авторские права на сериалы часто принадлежат не студиям, а крупным инвесторам, аниме-студии не могут позволить себе держать работников на постоянной основе. В результате крупные инвесторы получают прибыль от лицензирования, мероприятий и продаж Blu-ray, а аниматорам обычно платят за кадр. Причём один аниматор недавно рассказал, что ему платили всего 1,47$ за рисунок. По данным исследования JAniCA, 47,3% аниматоров в настоящее время являются фрилансерами или самозанятыми, в то время как постоянных сотрудников — 40,5%.

Зарплата аниматоров-профессионалов аниме поразительно низкая

Несмотря на печально известную низкую оплату труда в аниме-индустрии, где 40% аниматоров зарабатывают менее 16 тысяч долларов в год, отраслевые показатели указывают на хроническое нежелание что-либо менять. Главный директор по анимации фильма «Магическая битва 0» Ниси Тэруми считает, что причина кроется в системе «аниме-деревни». «Деревенские компании» — это категория японских компаний, для которых гармония важнее хороших идей, а окончательные действия могут быть предприняты только после того, как все согласятся.

Поскольку аниме-индустрия имеет долгую историю устных контрактов, построенных на доверии, Ниси называет нежелание перестраиваться одним из главных факторов того, почему у японских аниматоров зарплаты и права на трудоустройство гораздо хуже, чем у иностранных. По её словам, «здравый смысл определяется окружающей средой».

Когда всё больше анимационных студий получат авторские права на аниме, в отрасли может повыситься зарплата и улучшиться гарантия занятости по сравнению с другими странами. Однако увеличение количества аниме-продукции, из-за которого для удовлетворения спроса привлекается большее количество низкооплачиваемых аниматоров-фрилансеров, делает борьбу за улучшение условий труда ещё более сложной.

Войдите в Ongaku, чтобы оставлять комментарии
Сначала новые

ヽ(ー_ー )ノ


Нет комментариев.