Аниме Аниме

Новое творение Хаяо Миядзаки спустя 10 лет — «Мальчик и птица»

В этой статье мы кратко расскажем о фильме, поделимся неочевидными инсайдами и смыслом произведения, которые могли ускользнуть от внимания зрителей.

Спустя целых 7 лет упорного труда, Миядзаки представляет нам своё новое и очень личное творение. Что нам ждать от него?   

Картина выходит в мир под названием «Мальчик и птица» — так решили локализаторы, но в Японии фильм называется «Как ты живешь?» — именно такое название дал ему Миядзаки, и вовсе не просто так.

Фантазия, перекликающаяся с жизнью Миядзаки

Черпая вдохновение из мистики японского фольклора и боли личной утраты, Миядзаки создаёт фильм «Мальчик и птица». Работу над фильмом режиссёр начал в 2016 году. До недавнего времени этот фильм считался его последним творением в карьере, однако недавно появилась информация, что он уже начал работу над новым проектом. Хаяо, между прочим, сейчас 83 года.


Как поясняется в официальной брошюре, Миядзаки хочет, чтобы зрители восприняли фильм как «автобиографическую фантазию».

 

Личная трагедия Миядзаки

Действие фильма разворачивается в Токио во времена разгара Второй мировой войны. Преувеличивая опыт молодого Миядзаки, «Мальчик и птица» начинается со смерти матери главного героя.

Родная мать Миядзаки, Ёсико Миядзаки, страдала туберкулезом и умерла во время работы над его первым фильмом для Студии Гибли — «Небесный замок Лапута», в котором он отдал ей дань уважения в образе могучей Ма Долы, бесстрашной главы небесных пиратов.

В фильме «Мальчик и птица» Миядзаки с ещё большей скорбью возвращается к этой утрате. 

Ма Дола из «Небеснго замка» и Ёсико Миядзаки

*Кстати, при работе над "Ходячим замком" Миядзаки сделал Софи воплощением образа своей матери, а Хаула — своего идеального «я». По словам Тосио Судзуки, продюсера и близкого друга Миядзаки, все героини мастера основаны на образе его матери в молодости, так как у Миядзаки сильная привязанность к матери.

Наставником, другом и соучредителем Студии Ghibli для Хаяо Миядзаки был Исао Такахата — выдающийся японский режиссёр, сценарист и продюсер. Их сотрудничество началось с того, что Такахата был руководителем Миядзаки, а со временем переросло в равноправное партнёрство, которое сыграло решающую роль в развитии студии.

Исао Такахата и Хаяо Миядзаки

В фильме образ двоюродного дедушки может символизировать Такахату, который после своей кончины словно передал Миядзаки студию, к созданию которой они шли вместе. Этот символический переход воплощает тему преемственности и дружбы, что тонко и красиво отражено в конце фильма.

Двоюродный дедушка Махито и Такахата

 

Новая жизнь после утраты

В самом начале фильма Махито Маки просыпается от звука сирен во время бомбардировки города. В городской больнице, где находилась его мать, произошел пожар. Он пытается помочь потушить пожар, но опаздывает, и горящее здание рушится вместе с его матерью внутри. 

Теперь, спустя четыре года, Махито и его отец Шоичи переезжают в тихое загородное поместье(как и Миядзаки однажды), где он узнает, что его отец снова женился. Отец с новой женой, Нацуко, ждут ребенка. Нацуко - сестра покойной матери Махито. Мальчик делает всё возможное, чтобы сделать это место своим новым домом, но он всё ещё борется с гневом и горем, а также испытывает синдром выжившего из-за кончины своей матери. 

 

Внутренняя борьба

Махито не вписывается в местное общество. В школе он ввязывается в драку со сверстниками, местные рабочие настроены к нему враждебно. А позже он сам разбивает себе голову камнем, надеясь, что травма убедит отца позволить ему остаться дома. Это одна из самых поразительных деталей фильма, которая, должно быть, имеет какое-то отношение к личной истории Миядзаки, хотя это всего лишь предположение, пока режиссер не согласится дать интервью.

 

Башня и другой мир

Махито, который обижен на Нацуко за то, что та заняла место его матери, начинает исследовать территорию вокруг дома и находит загадочную башню, в которую ему велят не входить. Он также встречает говорящую цаплю, которая преследует его и утверждает, что мать Махито на самом деле жива и находится в башне в ожидании спасения. 

 

Махито в стране чудес

Махито не верит её словам, но когда его мачеха исчезает в башне, он решает отправиться на её спасение. Как только он входит, он переносится в альтернативный мир, полный магии, где его поиски знакомят его как с новыми друзьями, так и с врагами.

 

Как поживаете?

Оригинальное название фильма не «Мальчик и птица», а «Как ты живешь?».

Название отсылает к одноимённой манге Гензабуро Ёсино «Как ты живешь?», которую Хаяо Миядзаки в детстве получил в подарок от своей матери.

Этот роман, который стал его любимой книгой, глубоко повлиял на мировоззрение режиссёра. Поскольку данный проект — один из самых личных и, возможно, последний для Миядзаки, использует это название, чтобы окунуться в воспоминания. 

Вопросы, лежащие в основе романа «Как поживаете?» или «Как ты живешь?» Гензабуро Ёсино и фильма Миядзаки «Мальчик и птица», глубоко связаны с самопознанием, моральным выбором и развитием личности.

 В романе через письма дяди к главному герою, мальчику по имени Коппер, затрагиваются темы ответственности, признания собственных ошибок, эмпатии и роста. Центральный вопрос, который ставится перед читателем — «Как ты будешь жить?», побуждая к размышлениям о своем жизненном пути и действиях в мире.

Миядзаки, вдохновленный этим произведением, переносит эти идеи на экран. В Мальчике и птице главный герой сталкивается с горем, изменениями в семье и самопознанием на фоне войны — теми же проблемами, которые затрагиваются и в романе. Однако, в отличие от книги, фильм в большей степени углубляется в философские и экзистенциальные вопросы, заставляя зрителей задуматься о смысле жизни, своем месте в мире и личной ответственности. 

Эти вопросы, касающиеся выбора, самопознания и взаимодействия с окружающим миром, становятся основой как для книги, так и для фильма, призывая каждого зрителя задуматься: «Каким человеком я хочу стать?» и «Что я сделаю с этим миром?»

В фильме Миядзаки оставил множество похожих сцен и отсылок к прошлым работам студии Ghibli, что придаёт ему особую глубину и значимость. Этот проект стал для мастера особенно личным, позволяя ему выразить накопленные мысли и чувства, а также отдать дань своему творческому пути. 

Войдите в Ongaku, чтобы оставлять комментарии
Сначала новые

ヽ(ー_ー )ノ


Нет комментариев.