Как «Ковбой Бибоп» и «Евангелион» видят жизнь в кризисе

Анализируем смысл и связь между двумя легендарными аниме, которые родились в самое трудное время — «Потерянное десятилетие».

Лишь немногие произведения японской анимации оказали столь глубокое влияние на западную культуру, как «Ковбой Бибоп» и «Евангелион нового поколения». И, как ни странно, эти два шедевра отвечают на один и тот же вопрос.

Наряду с такими работами, как «Призрак в доспехах»«Идеальная грусть» и обязательные к просмотру шедевры от студии Ghibli, «Бибоп» и «Евангелион» стали частью волны глубоких, прорывных аниме, появившихся в 1990-е годы. Но что именно породило популярность измученных жизнью и разочарованных героев вроде Спайка Шпигеля и Синдзи Икари? Ответ на этот вопрос гораздо проще, чем кажется.

Гораздо сложнее ответить, почему пути этих персонажей так разошлись и почему их образы столь разные. В то время как «Ковбой Бибоп» рисует более всеобъемлющую картину социального упадка и уныния, «Евангелион» исследует внутренний мир человека. 

Оба произведения призывают к действию и размышляют о смысле жизни, переменах и связях между людьми. Это различие в подходах связано с обстоятельствами, породившими оба сериала, и скрывает гораздо более глубокие смыслы, чем кажется на первый взгляд.

Также читайте нашу статью — Синдзи Икари: герой, которого мы (не) заслужили

 

Общий фундамент: Ковбой Бибоп и Евангелион

«Потерянное десятилетие» стало фоном для этих глубокомысленных шедевров

Для начала стоит отметить, что Япония в 90-е годы переживала непростые времена. В 1980-е экономика страны росла, а жизнь становилась всё более роскошной. Однако в начале 90-х экономический пузырь лопнул, вызвав колоссальные социальные и экономические потрясения. На практике это означало, что для многих людей жизнь стала значительно сложнее.

Массовые увольнения и распространение временной работы, которая была нестабильной и почти не давала социальных гарантий, породили чувство апатии и неопределенности. Японские компании теряли доминирующие позиции даже на внутреннем рынке. Этот период нестабильности получил название «Потерянное десятилетие», хотя многие экономисты утверждают, что его последствия ощущались и после 90-х.

Пока карьеры исчезали, а дома рушились, всё больше людей в Японии испытывали чувство анемии и апатии. Ситуацию усугубляла традиция «сезона найма», когда выпускников университетов массово нанимали компании. Если молодому человеку не удавалось найти работу в этот период, его ждали крайне тяжёлые годы. Неудачи на старте карьеры надолго оставляли след.

В результате рецессии Япония пережила серьёзные социальные потрясения. В 1999 году, например, газета New York Times сообщила о росте уровня самоубийств на 34,7%. На фоне этого хаоса и беспокойства «Ковбой Бибоп» и «Евангелион» поднимали вопросы о смысле жизни и счастье в условиях катастрофических обстоятельств. Как найти смысл в жизни, которая кажется невыносимой? Ответы этих произведений дарят невероятный урок.

 

Ковбой Бибоп — Ирония искусства жизни

Ковбой Бибоп утверждает: ад — это другие люди

Многие философы XIX века задавались вопросом: зачем продолжать жить, когда жизнь кажется бессмысленной? Из размышлений таких мыслителей, как Ницше и Кьеркегор, родилось направление экзистенциализма, которое позднее развивали Камю и Сартр. В основе экзистенциализма лежит идея о том, что существование предшествует сущности, а значит, каждый человек становится тем, кем сам себя создает.

Прошлое человека и его контекст играют важную роль в формировании личности, но человек также может сам выбирать свой путь и придавать смысл своей жизни. Для экзистенциалистов смысл жизни не даётся извне — его нужно создавать самому. Это удобно, ведь таким образом человек может взять контроль над своим будущим.

Мир «Ковбоя Бибопа» — мрачное и угнетающее место. Одна из главных тем сериала — как социальные структуры формируют личности Спайка, Фэй, Джета и других героев, точно так же, как японские зрители потерялись в хаосе «Потерянного десятилетия». Прошлое и обстоятельства преследуют героев, напоминают о быстротечности идей и лиц.

В этом мире Спайк и его команда пытаются найти свой смысл жизни. Знаменитый открытый финал сериала может означать смерть Спайка, но в этой неопределённости и есть суть. Спайк выбрал свой путь, столкнувшись с призраками прошлого и бандой, частью которой он когда-то был. Осознавая свою ничтожность в этом мире, он создал для себя смысл, который имел значение лично для него.

 

Евангелион — Одиночество было ложью

Евангелион анализирует общество и его недовольства

Представьте себе, что ваши родители теряют работу и меняются. Вы изо всех сил учитесь в школе и университете, чтобы получить хотя бы мизерный шанс на карьеру, которая кажется недостижимой. В итоге оказывается, что все роли, которые вам предписаны, отношения, которые вы всегда считали важными, и убеждения, которые вы впитали с детства — всего лишь фикции. «Евангелион» обращается к идеям Фрейда и Юнга, чтобы дать ответ на этот тревожный вызов реальности.

Фрейд утверждал, что наша психика состоит из трёх частей: сознательной, бессознательной и предсознательной. По его мнению, наше детство и воспитание формируют эти аспекты, и напряжение между ними сильно влияет на наше восприятие мира и поведение.

Юнг, в свою очередь, развивал идеи о коллективном бессознательном и архетипах, которые находят отражение в культуре. Эти архетипы служат символами, которые мы проецируем на себя и окружающий мир. Отсюда в «Евангелионе» появляется символизм, особенно гностический.

Оба подхода утверждают, что бессознательные силы формируют нас и наши отношения с другими людьми, но также могут быть осознаны и преодолены. Для зрителей «Евангелиона» подростки-пилоты стали отражением собственных переживаний и трудностей.

«Евангелион» отражает опыт многих зрителей того времени, особенно через своих подростковых пилотов. Рей создана по чужому образу для того, чтобы сыграть точно предписанную ей роль, жертвуя собой ради чужих интересов. Массово производимая как клон, чтобы бороться и умирать, она становится метафорой социального порядка. В те времена, когда от людей ожидалось выполнение социальных обязательств, которые в конечном итоге вели к бессмысленности и неопределенности, Рей стала символом неаутентичной жизни, с которой можно было себя сопоставить.

Рей показала, что без критического самоанализа следование заданному пути может привести мир к катастрофе. С другой стороны, самоосознание Синдзи в легендарной (и противоречивой) оригинальной концовке «Евангелиона» демонстрирует завершение психоаналитического процесса. Синдзи приходит к пониманию и принятию того, как он воспринимает мир и других людей, признавая, что он может измениться и жить более счастливо и менее одиноко. 

 

«Ковбой Бибоп» и «Евангелион»: Красота в катастрофе

Даже в худшие времена всегда остается что-то, что можно полюбить.

«Ковбой Бибоп» и «Евангелион» получили широкое признание за их уникальные подходы к изображению смысла и счастья на фоне жизненных потрясений. Однако связь этих произведений с эпохой Потерянного десятилетия часто недооценивают. Оба аниме использовали экспериментальные методы, чтобы показать, что даже в трудные времена в жизни всегда есть место для любви.

В «Ковбое Бибопе» это выражается через синтез джаза, нуара, киберпанка и вестернов. В «Евангелионе» – через сочетание гностицизма, психоанализа и меха-аниме. Такие уникальные комбинации возможны только тогда, когда создатели вкладывают все, что любят, в единственный шанс на создание шедевра и творческого самовыражения. 

Оба произведения демонстрируют, как в ужасные времена можно направить свои чувства и внимание к тому, что дорого сердцу, чтобы создать не только прекрасное искусство, но и прекрасную жизнь — или хотя бы найти смысл, который превзойдет хаос.

Оба культовых шоу родились из одного источника — кризиса Японии в «Потерянное десятилетие» и психологических травм, которые он нанес стране. Но ответы, которые они предлагают, разительно различаются, потому что их создатели в самые тяжелые моменты жизни любили совершенно разные вещи. Они показывают, что ответ на вопрос «как найти смысл в невыносимой жизни?» зависит прежде всего от самого человека и его восприятия мира. «Ковбой Бибоп» и «Евангелион» учат, что смысл всегда рядом, и существует множество путей его поиска.

«Ковбой Бибоп» и «Евангелион» показали целому поколению, что даже в самые мрачные и беспокойные моменты жизни смысл не исчезает, он всегда рядом, стоит лишь протянуть руку. Они научили нас, что пути к осмыслению могут быть столь же разнообразны, как и наши собственные переживания. Через хаос, страдание и внутренние кризисы каждый способен найти свой уникальный способ обрести красоту и значение в этом мире. Важен не сам путь, а готовность искать — ведь истинный смысл жизни открывается тем, кто не боится заглянуть в себя и превратить свои боли и страхи в нечто глубокое и прекрасное.

Войдите в Ongaku, чтобы оставлять комментарии
Сначала новые

ヽ(ー_ー )ノ


Нет комментариев.